Отредактировано:21.05.08 10:06
[COLOR=darkblue][SIZE=+1]Интеллект или креатив: борьба и единство противоположностей?[/SIZE][/COLOR]
Сегодня с утра телевизионная педагогическая голова вещала примерно следующее "Чем выше интеллект ребенка, тем быстрее и мощнее угасают в нем креативные способности. Именно поэтому в младшем школьном возрасте родители и педагоги должны придавать особое значение поддержанию его творческих способностей "… и так далее, и тому подобное, не суть важно… Вот оно как, оказывается… Какой-то дурацкий антагонизм вырисовывается – креативный дурак или интеллектуальный сухарь :poppet:
Почесала репу и углубилась в недра Интернета. Великий и ужасный поведал мне примерно следующее… оставим фамилии многоумных мужей от науки студентам для зубрежки… а если вкратце, то есть три точки зрения на взаимоотношения этих двух общих способностей:
1. Мнение о том, что творчество производно от интеллекта. Высокий интеллект – высокие творческие способности. Низкий интеллект – никакого творчества невозможно. Ведь интеллект – это, прежде всего, высшая адаптационная способность, дающая своим носителям возможность приспособиться к изменяющимся условиям окружающего мира. Иными словами, если интеллектуал захочет жить, и жить хорошо, то выдавит из себя все что угодно, в том числе и тот самый пресловутый креатиффф
2. Мнение об абсолютной несводимости креативности к интеллекту. В этом контексте творчество рассматривается не как адаптация к миру, а его преобразование. А причиной творчества является именно дезадаптация человека, его неприспособленность к окружающему природному и социальному миру. Именно дезадаптированный, неприспособленный к окружающей реальности человек начинает творить, в глубине души своей, надеясь творчеством преодолеть отчуждение…
3. Ну и третья точка зрения, как всегда, где-то по середине. И нашим и вашим, как говорится… На то и научная теория. Наиболее интересной здесь является концепция «интеллектуального порога». Суть ее примерно в следующем. При низких и средних значениях IQ интеллект и креативность (до 115 -120) выступают как единый фактор, т.е., люди с низким интеллектом обладают почти никакой креативностью, люди со средним интеллектом – так себе креативностью. И только при IQ свыше 120, интеллект и креативность становятся независимыми факторами, так что возможны интеллектуалы с чуть заметными творческими способностями и интеллектуалы с высочайшей креативностью. Но! Дураков с высокой креативностью, нет и быть не может.
И все три (! )точки зрения подкреплены экспериментами, статистикой, примерами... В общем, понимай, как хочешь...
Я, честно говоря, осталась в недоумении. А вы как думаете, мои креативные интеллектуалы? Посижу-послушаю, да сама определюсь, пожалуй…