Одна молодая девушка, не помню из какого города, очень четко охарактеризовала людей на предмет мнимой элитарности. Есть любители самых разных направлений искусства, чьего-то творчества, и конечно увлечений. Они всегда где-то бывают, изучают чье-то творчество, читают книги или смотрят фильмы, и конечно путешествуют по миру, например. А потом, невольно, причисляют себя не только к понимающим знатокам чего-то, но, и прежде всего к какому-то кругу ценителей прекрасного. И каждый из них забывает о том, что это не они пишут музыку или книги, не они снимают фильмы или играют в театре.
Вот так примерно и рождаются искусствоведы, критики, прилипшие к чьей-то известности, из среды рядовых обывателей. Они всегда в курсе каких-то новинок, но, никогда не рискнут накропать что-то от себя, для души, потому что не готовы быть объектом оценки других людей. А ведь для того, чтобы хоть что-то создать самому, выдавить из себя даже первое стихотворение, человек должен отключиться от такого понятия, как критика. И многое в жизни, что творилось кем-то для себя, стало чьим-то девизом или культурой, тем знанием, которое умещается даже в одной цитате.
Возможно это и спорно, но, все, что мы в жизни прочитали или увидели, это все же очень личное. Каждый взял для себя от известного мастера те строки, которые близки ему. И о чем тогда можно спорить, о каком содержании какого-то романа, если автор писал его лет десять, прожил внутри себя то, чего нам никогда не понять. И почему так бодро блуждает по страницам романов прошлого века наше образование? Откуда в людях такая уверенность в сути чего-то, в понимании сценария одного произведения?
Да, потому что штампы и шаблоны, гребенка одна на всех, это лучшее средство вырастить управляемое поколение, ведомое и безвольное, у которого нет ни своего мнения, ни своего вкуса. Отсюда и эти болванки типовых сочинений по которым можно сдать любой экзамен или ЕГЭ. И можно никогда в жизни ничего не читать самому, не воровать у себя время от школьных каникул, пока педагога устраивает стандартный набор фраз для общего пользования. Не знаю, почему вдруг стал писать об этом. Просто подумалось, что не все наши потуги приблизиться к какой-то культуре, хоть что-то меняют в нас самих.
Вот и получается, что люди делятся впечатлениями о том, где они побывали, что увидели, чем были поражены до восторга. А какой жизнью жили те люди, которые создали все ЭТО, вплоть до архитектурных памятников. Они, что читали, где бывали, от кого были в восторге. И ведь тот скрипичный мастер, который учился у более известного мастера, он много лет был обыкновенным помощником. Он по 20 часов в сутки потел над обработкой дерева, изучал его свойства, учился выдерживать дерево, прежде чем приступить к самостоятельной работе. И еще не факт, что кем-то становился.
Мы как-то привыкли по фильмам к той восточной культуре передачи знаний, что стали забывать самое важное. Это многолетний труд и для учителя и для ученика, это само-отрешение и абсолютное повиновение воле учителя. И это не мастер ищет себе учеников от безделья, это к его имени и репутации тянутся те, кто хотел бы овладеть знаниями или навыками. В этом и состоит вся беда созерцателей от жизни, что люди питаются не своим творчеством, а чужим, и еще умудряются претендовать на элитарность какого-то круга.
Это же элементарно, товарищи. Мы глазеем на столетние памятники и полотна, созданные чьими-то руками, и не можем ничего предъявить в качестве альтернативы чьему-то таланту. Какие здания будут построены на земле кроме современных, и почему вам так дороги города Европы, включая Прибалтику? Вот кто-нибудь видел список самых высоких зданий на планете? Кому они принадлежат, каким странам и каково их социальное назначение? Поинтересуйтесь, если не лень.
После всех телебашен разных стран, лидируют небоскребы самых богатых и амбициозных архитекторов. Бетон и стекло, это все что останется на память после 21 века, и путешествовать по миру уже не захочется. Вам захочется в джунгли, посмотреть на экзотических животных и еще оставшиеся растения. Почему так? Так ведь о нашем веке можно мало что написать романтичного, и не потому что нет примеров. Вымирает, как класс, та прослойка людей, которые решаются что-то творить, мыслить самостоятельно, видеть и слышать то, что для большинства людей пустой звук.
Есть такая тревога, что мы теряем что-то неуловимое, способное аукнуться лет через двадцать. И если бы все в этой пляжной крутизне было отлажено до мелочей, то не травились бы десятки наших туристов в Турции, словно это летний детский лагерь в Подмосковье или в глубинке.
Каменоломни Выборга. Здесь вырубали цельные колонны для Исаакиевского собора, весом от 60 до 115 тонн. Для сравнения, максимальный вес блока пирамиды Хеопса - 15 тонн, средний - 2,5 тонны. А ученые всего мира никак не могут определиться, кто построил египетские пирамиды - инопланетяне или рабы под чьим-то руководством. Похоже, подобным вопросом зададутся наши потомки. А был ли вообще Пушкин, и правда ли, что он учился в Царском Селе?